Как испанские города работают над сокращением количества автомобилей и поощрением велосипедистов
1 минута чтение📌Понтеведра был городом, из которого люди уезжали, потому что автомобиль душил жизнь его средневекового центра.
Преисполненный решимости спасти город от выхлопных газов, пробок и смертей в результате дорожно-транспортных происшествий, мэр этого города на северо-западе Испании предложил радикальный план по возвращению его пешеходам.
В течение месяца после прихода к власти в 1999 году Мигель Анксо Фернандес Лорес сделал пешеходными все 300 000 квадратных метров центра города.
«Раньше вы не могли слышать, как кто-то говорит, теперь можете», — сказал Мигель Лорес.
«Каждый день в город с населением 80 000 человек приезжало от 80 000 до 150 000 автомобилей, что примерно в три раза превышает плотность населения Мадрида или Лондона. Ни ездить, ни ходить было невозможно. Были постоянные пробки. Люди хотели уйти, потому что он был так заблокирован».
Понтеведра решил сократить количество автомобилей, которые могли въехать, чтобы в центр были допущены только «основные транспортные средства».
Машинам больше не разрешалось пересекать город, чтобы отправиться куда-то еще. Уличная парковка прекратилась, потому что исследование показало, что большая часть заторов была вызвана людьми, ищущими место для парковки.
Закрыты все наземные парковки в центре города и открыты подземные за пределами центра на 1686 свободных мест. Светофоры заменили кольцевыми развязками, расширили зону, свободную от автомобилей. Ограничение скорости было снижено до 30 км/ч или даже до 10 км/ч в черте города.
Понтеведра получил награды от Организации Объединенных Наций и Европейского союза за то, как он изменил город.
«За 11 лет не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом. Загрязнение сократилось до полутонны на человека в год. И качество жизни значительно повысилось», — сказал Лорес.
Аналогичные схемы были приняты в Овьедо, Сан-Себастьяне и Логроньо.
Испанское правительство надеется повторить успех Понтеведры в других местах, введя к следующему году зоны с низким уровнем выбросов в 147 городах, чтобы ограничить загрязнение, заторы и шум.
Представитель министерства окружающей среды сказал: «Мы приняли закон, который обязывает городские советы создавать зоны с низким уровнем выбросов в центрах городов, но то, как это будет сделано, зависит от отдельных властей».
Экологи в действии, природоохранная группа, приветствовали эту меру, получившую широкую общественную поддержку в Испании, но заявили, что разочарованы медленной реакцией городских советов.
В соответствии с Законом Испании об изменении климата 2021 года города с населением более 50 000 человек, кроме Мадрида и Барселоны, должны разработать планы для этих зон. Два крупнейших города Испании уже внедрили схемы по ограничению автомобилей, потребляющих бензин.
Автомобили будут классифицировать в зависимости от того, насколько сильно они загрязняют атмосферу. Автомобили, классифицированные как ECO или 0, являются электрическими или гибридными автомобилями. Водителям будет разрешено парковаться там, где они хотят, в зонах с низким уровнем выбросов.
Автомобили, классифицируемые как C, включают все негибридные, микротопливные, электрические автомобили, бензиновые автомобили, которые были зарегистрированы до 2006 г. и дизельные до 2015 г. Это самая большая группа транспортных средств в Испании.
Другие, классифицированные как B, являются самыми старыми бензиновыми автомобилями, зарегистрированными до 2001 года, которые могут понести самые большие штрафы за въезд в зоны с низким уровнем выбросов или быть запрещены.
Памплона, северный испанский город, наиболее известный своим всемирно известным фестивалем бега быков, планирует к концу 2023 года создать зону с низким уровнем выбросов на своих узких мощеных улицах.
Любые автомобили, загрязняющие окружающую среду, без соответствующего значка могут быть оштрафованы на сумму до 200 евро, но за въезд в зону плата не взимается.
Автомобиль по-прежнему является королем в большинстве испанских городов, утверждают защитники природы, но большинство испанцев хотят, чтобы это правило закончилось.
Опрос на новостном веб-сайте eldiario.es, опубликованный 20 сентября, показал, что 70% испанцев поддерживают ограничение потребления энергии, ограничение использования автомобилей в городах и повышение налогов на деятельность, вызывающую наибольшее загрязнение.
Другой опрос в рамках кампании «Чистые города», совместно с организацией «Экологи в действии», опубликованный 22 сентября, показал, что 62% жителей Барселоны, Парижа, Лондона, Брюсселя и Варшавы поддерживают запрет на въезд автомобилей в города в некоторые дни недели, чтобы уменьшить зависимость на масле.
Если желание убрать автомобили из городов есть, то почему политики медлят?
«Мы поддерживаем меры правительства Испании по созданию зон с низким уровнем выбросов в городах. Однако мы разочарованы медленной реакцией городских советов», — сказала Euronews Кармен Дуче из организации «Экологи в действии».
«В некоторых случаях существует также небольшое, но мощное лобби, которому удалось добиться отмены мер по ограничению использования перевернутых автомобилей. В других местах некоторые политики могут не захотеть принимать радикальные меры до местных выборов в мае следующего года».
Тем не менее, ситуация может измениться, поскольку велосипед находится на подъеме.
В Барселоне один день в неделю крокодил из маленьких велосипедов опасно пробирается сквозь пробки в час пик в сопровождении преторианского караула родителей.
Это бицибус — велосипедный автобус — крошечных детей, идущих в школу, когда автомобили и грузовики останавливаются, чтобы пропустить их.
Полицейский эскорт гарантирует, что они доберутся до школы без происшествий.
Бицибус был детищем родителей из одной части города, которые считали, что их дети должны иметь возможность безопасно добираться до школы на велосипеде, не боясь пробок в час пик. После одной кампании, начавшейся год назад, в городе появилось еще 11, и кампания стала международной.
Власти в Глазго, Нью-Йорке и Сан-Франциско связались с испанскими активистами, чтобы создать свои собственные версии велотакси.
«Был бум на эти схемы велосипедных автобусов, и к нам проявляли интерес со всего мира», — сказала Euronews Роза Суриньяч, организатор велосипедных автобусов.
«Совет поддерживает, но изменения произошли только на местном уровне. Для Барселоны не существует единой комплексной схемы, позволяющей сделать город более удобным для велосипедистов».
Представитель городского совета Барселоны сказал: «Власти поддерживают инициативу велосипедистов и использование велосипедов в целом за счет использования велосипедных дорожек в городе».